
ОВЧИННИКОВ Михаил Павлович (1844)
ОВЧИННИКОВ Михаил Павлович — сибирский археолог, архивовед и краевед.
Родился 05.11.1844 г. в Архангельской губернии.
БИОГРАФИЯ
Образование получил в Архангельской духовной семинарии и в Петербургской Медико-хирургической Академии. Некоторое время служил писарем в Главном штабе. Работал молотобойцем на Механическом заводе Федосьева за московской заставой (1873).
Овчинников М.П. изучал крестьянский быт и вёл пропаганду народовольческих идей в сёлах и деревнях Московской, Калужской, Тверской, Орловской, Тульской и других губерний.
В 1875 г. Овчинников М.П. вместе с 50 другими товарищами- народовольцами («Процесс 50-ти») был арестован, привлечен к суду и, по лишении всех прав и преимуществ, сослан в Сибирь в Енисейскую губернию. Через некоторое время был поселён в Калек, а затем переведён в Ирбейскую волость Канского округа.
В 1881 г. Овчинников М. П. бежал с места ссылки в Россию. В 1887 г. он вновь был арестован и выслан на поселение в Верхоянск Якутской области, но по пути заболел и был оставлен в городе Олёкминске, где и прожил несколько лет. 11 января 1889 г. вступил в брак с якуткой Мальжегарского наслега Олёкминского улуса Габышевой А. А.
В Олёкминске Овчинников М. П. занимался изучением русского старожильческого и туземного населения и собрал ценнейшие материалы по истории, этнографии, шаманству и фольклору. Начал свои первые шаги в археологии. Собрал ценные сведения по истории скопцов, их богослужебном культе, радении, общем суде, песням.
Также Овчинниковым М. П. были собраны материалы и сведения по этнографии и истории якутов, куда были включены работы по фольклору, шаманству и народной медицине. Некоторые из них считаются утраченными. Большая заслуга Овчинникова М. П. заключается в фиксации сюжетов якутских олонхо и записи преданий и легенд Олёкминского района.
ТРУДЫ
Соч.: Пояснительная записка к вещам, найденным у города Олёкминска. Якутской области и присланным в Антропологический Отдел // Известия Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете, 1890. — T.XV1II. — Труды Антропологического Отдела. Т.Х11. — Дневник Антропологического Отдела вып. 3. — С. 93-94: К народной медицине Якутской области // Этнографическое обозрение, 1892, — т. 1. — С. 183—187; Из материалов по этнографии якутов // Этнографическое обозрение, 1897, — №3 и 1897, — № 4. — С. 77-88; Эрбях-юрдюгеръ-сеттэтэ-эртэръ-Ербэхтэй-бэргэн (повесть о якутском богатыре) // Этнографическое обозрение. — 1897. — № 3. — Кн. XXXIV. — С. 155—176; Сордохай-богатырь. // Известия Восточно-Сибирского отдела Русского географического общества, — 1904. — Т. XXXV, С. 1-8. — изд. в 1908 г.; Исчезнувшая форма погребения у якутов // Этнографическое обозрение, 1905. — № 1. — С. 172—177; Олекминские скопцы // Сибирский архив, 1911. — №2. — С. 75-91.; Оюн Кэрэкэн Мохсоху // Сибирский архив, 1912, — №3. — С. 190—193; Материалы по истории народного образования в Олекминске // Сибирский архив, 2012. — №3. — С. 152—166: Из якутских поверий // Сибирский архив, 1912, — №5. — С. 413-416; Оюн ута Жохсогон // Сибирский архив, 1912, №5. — С. 407-409; Кюнней и Юрякян // Сибирский архив, 1912, — №5. — С. 363-372; Обряд Арчи у якутов // Сибирский архив, 1912, — №5. С. 404-406; К истории третейского суда у якутов // Сибирский архив, 1915, - №10
Источник: Фольклор олёкминских якутов = Өлүөхүмэ сахаларын фольклора/Национальный организационный комитет РС (Я) по подготовке и проведению второго Десятилетия «Олонхо» при Главе РС (Я). Автор-составитель: Ю.П. Борисюк, АФ. Корякина, Р.П.Р.Н. Анисимов, Р.Б. Корякина и др.