ОБРАЗОВАНИЕ

Окончив семилетку, Валерий по направлению комсомола поступил на охотоведческое отделение Якутского техникума пушно-мехового хозяйства.

В 1935 году в Якутске открылась лётно-планерная школа по подготовке инструкторов-планеристов. Одним из первых её курсантов стал Валерий Кузьмин.

В 1936 году, после получения удостоверения инструктора-планериста, направлен в Ульяновскую школу лётчиков-инструкторов Осоавиахима.

ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Вернувшись через год с учёбы на родину дипломированным специалистом, работал командиром звена Якутского аэроклуба, пилотом 234-го авиаотряда спецприменения и Ленской группы полярной авиации.

В Великую Отечественную войну, в октябре 1941 года решением Государственного Комитета Обороны для связи с США приступили к строительству Особой воздушной линии (ОВЛ) через Берингов пролив, Чукотку, Колыму, Якутию до Красноярска. Из Якутской авиагруппы в распоряжение Управления ОВЛ, проводившего изыскания, строительство новых и реконструкцию существующих аэродромов, откомандировали из Якутской авиагруппы нескольких пилотов. В их число попал и Валерий Кузьмин.

Осенью 1942 года на пространстве между Уэлькалем на Чукотке и Красноярском были в основном закончены строительство и реконструкция аэродромов, и по воздушной трассе, получившей название «Аляска-Сибирь», началась перегонка самолётов, поставляемых в нашу страну из США по ленд-лизу. 

За время работы в полку младший лейтенант Кузьмин перегонял американские самолёты С-47, занимался перевозкой личного состава перегоночных полков, пассажиров и грузов, выполнял неотложные санитарные задания. За время войны по трассе Аляска-Сибирь было доставлено в Советский Союз около восьми тысяч самолётов, активно участвовавших в боевых действиях на фронтах Великой Отечественной войны.   

Рос авторитет одного из первых пилотов-якутов. Валерий Ильич, начиная с 1950 года, три раза подряд избирался депутатом Верховного Совета Якутской АССР.

В 1951 году, окончив курсы усовершенствования начальствующего состава гражданской авиации в Ленинграде, работал командиром эскадрильи.

В мае 1958 года Кузьмин становится пилотом 1-го класса, трижды миллионером (налетал три миллиона километров).

В феврале 1962 года Валерия Кузьмина утверждают командиром 248-го авиаотряда, объединённого с аэропортом Нижние Кресты Управления полярной авиации. Это авиапредприятие — самое крупное на севере Якутии — активно участвовало в высокоширотных воздушных экспедициях «Север», обслуживало дрейфующие станции «Северный полюс» и приполярные районы республики, занималось проводкой караванов судов в восточном секторе Севморпути.

В середине 1960-х в Якутске в 139-м авиаотряде началась подготовка к освоению новых турбовинтовых самолетов Ан-24 и Ан-12.

В 1965 году Валерий Ильич проходит переподготовку на самолёт Ан-12 в Ульяновской школе высшей лётной подготовки и уже в середине 1966 года работает пилотом-инструктором этого воздушного судна, а с 1967 года становится командиром 139-го лётного отряда, успешно осваивавшего Ан-24 и Ан-12.

В 1969 году В. И. Кузьмин возглавил Якутское объединенное авиапредприятие. Под его руководством произведена замена огромного парка устаревших поршневых самолетов на современные турбовинтовые и турбореактивные лайнеры Ан-24, Ан-26, Ан-12, Як-40, расширена география полетов. Проведена подготовка производственной базы и персонала для приёма самолетов I класса Ту-154, Ил-76, закладывался фундамент авиационной инфраструктуры, развернулось небывалое жилищное строительство в посёлке авиаторов. Первый рейсовый Ту-154 прилетел в Якутск из Москвы 1 апреля 1976 года. Якутское авиапредприятие не раз признавалось победителем во Всесоюзном социалистическом соревновании.

Судьба Валерия Ильича — отражение исторических страниц авиации страны, её становления и развития. В Якутске имя легендарного лётчика присвоено улице, площади и средней школе № 30. Учреждены авиационная премия и стипендия имени Валерия Ильича. На доме, где он жил последние годы, установлена мемориальная доска. Имя Валерия Кузьмина увековечено в названии морского теплохода, в названиях улиц в авиагородке Якутска и в Олёкминске. Памятник Кузьмину установлен в аэропорту города Якутска, с аэродрома которого он не раз поднимал ввысь крылатые машины. 

Валерий Ильич Кузьмин — гордость республики, был награжден тремя орденами Трудового Красного знамени, орденами Красной Звезды, Знаком Почёта, Знаком «Отличник Аэрофлота», медалями.

НАГРАДЫ И ЗВАНИЯ

В феврале 1973 г. он стал Героем Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот». Удостоен почётных званий: заслуженный пилот СССР, заслуженный работник народного хозяйства Якутской АССР, почётный гражданин г. Якутска, Олёкминского, Чурапчинского, Намского и др. районов. 

Умер в 1983 г. 

Источники: 1) Трудовая слава Якутии: Почет. граждане Респ. Саха(Якутия), городов и улусов. Т. 1/Правительство Респ. Саха (Якутия); Авт.-сост.: М.П.Габышев, К.Е.Павлов; Редкол.: Н.В.Шадринов (рук.) и др. — Якутск: Сахаполиграфиздат, 2003. —416 с.  
2)Пресс-служба авиакомпании "Якутия"  https://prav.sakha.gov.ru/news/front/view/id/2958883

Разделы

людиолекмы.рф © 2025