ШАРАБОРИН Михаил Терентьевич-КУМААРАП (КУМАРОВ) (1866-1944)

ШАРАБОРИН Михаил Терентьевич-КУМААРАП (КУМАРОВ) (1866-1944)

ШАРАБОРИН Михаил Терентьевич-КУМААРАП (КУМАРОВ)  - сказитель-олонхосут. Член Союза писателей СССР с 1939 г.
Родился в 1866 г. в 1-Нерюктяйинском наслеге Олёкминского района.

ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Со слов сказителя было записано олонхо «Великий богатырь, играющий огненным мечом».

Сатирическая скороговорка М. Шараборина «Балтааса» получила широкую известность.

Его книга «3а наше торжество» напечатана в 1943 г. Вошедшие в книгу песни-импровизации клеймят человеконенавистнические цели фашистов, воспевают героизм советских патриотов.

Идейно-художественная и познавательная ценность поэмы «На защиту Родины» Шараборина в том, что она раскрывает великую силу дружбы народов. 

Олонхо М. Т. Шараборина - Кумаарап, богато на различные сюжетные коллизии, множество действий и подвигов героев, когда как олонхо других регионов ограничивается двумя-тремя сюжетными линиями, звеньями.

В олонхо «Улуу Даарын бухатыыр» олекминского сказителя Михаила Терентьевича Шараборина – Кумарова священное дерево названо Аал Дууб Хатынг Маас (строка 120). Олонхо Михаила Терентьевича —это 15 тысяч строк, посвященных двум богатырям – отцу и сыну «Куллуйа Куллустуур» и «Турбутунан төрөөбүт Дуо Бухатыыр». 

В олонхо «Куллуйа Куллустуур» подробно показана мифологема сотворения мира. Наличие большого количества образов, персонажей. Появился образ олонхосута, входящего в эпический мир, о котором он повествует. Олонхосут рассматривает жилище богатыря и общается с его рабом по имени Убаса Боллуут, который выполняет функции старухи Симэхсин. Затем сказитель удаляется из мира олонхо.

Уникальность Олонхо М.Т. Шараборина-Кумарова отметила научный сотрудник отдела фольклора и литературы Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера Сибирского отделения РАН, кандидат филологических наук Анна Данилова:
- Олонхо Михаила Терентьевича имеет черты вилюйской и центральной групп районов республики, - считает Анна Николаевна. Здесь много образов кузнецов, шаманов, удаганок. Центральное место занимают женщины-богатырки. Еще одна особенность олекминского Олонхо – это священное дерево, называемое не Аал-Луук Маас, а Аал Дууб Хатынг Маас. То есть роль священного дерева исполняет не лиственница, как в других районах, а береза.

Умер 02.09.1944 г.

 

Источники: 

http://project949424.tilda.ws/page19927373.html

Өрөгөйбүт үрдээтин. – Дьокуускай: Кинигэ изд-вота, 1943. — 74 с.

Егоров А., Протодьяконов В., Павлова В. Писатели Якутии: Биобиблиогр. справочник. — Якутск: Кн изд-во, 1981. — 271 с.

 Кириллин Д.В., Павлова В.Н., Шевков С.Д. Писатели земли Олонхо:

 Биобиблиогр. справочник. – Якутск: Бичик, 1995. — 304 с.


https://olonkhotheater.ru/olonhosytu/sharaborin-mikhail/ © COPYRIGHT - АУ РС(Я) "ТЕАТР ОЛОНХО"

Кузьмина А.А. Особенности олекминского олонхо и влияние на него вилюйской эпической традиции – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка. 

Разделы

людиолекмы.рф © 2025